Курганская область, расположенная на стыке Урала и Сибири, в юго-восточной части Западно-Сибирской низменности, в бассейне рек Тобола и Исети, имеет выгодное экономико-географическое положение. По ее территории проходит электрифицированная транссибирская железнодорожная магистраль, магистральные нефте- и газопроводы. Она граничит со Свердловской, Челябинской, Тюменской областями и Республикой Казахстан.

Благоприятное географическое положение, в совокупности с наличием развитой промышленной и сельскохозяйственной инфраструктуры, а также созданными условиями для инвестиционной деятельности, являются основными факторами, определяющими инвестиционный потенциал региона. Приоритетными сферами инвестиционной деятельности на территории Курганской области являются промышленность, сельское хозяйство, строительство, туризм и природные ресурсы.

Факторы инвестиционной привлекательности

Внутренние факторы

Внутренние позитивные факторы —сильные стороны

Внутренние негативные факторы —слабые стороны

Наиболее диверсифицированная среди всех регионов Уральского федерального округа отраслевая структура экономики в сочетании со значительным промышленным и внешнеэкономическим потенциалом Курганской области. Наличие высокоэффективных технологий в производственных отраслях, высокий удельный вес обрабатывающих производств. Высокий научный потенциал   в аграрно-промышленном комплексе в сочетании с системой подготовки кадров для агропромышленного комплекса и наличием трудовых ресурсов в сельской местности. Наличие значимых запасов минерально-сырьевых ресурсов: железной  руды, бентонитовых глин, урана, минеральных вод. Доступность транспортной инфраструктуры. В Курганской области имеется 8300 км шоссейных и 750 км железных дорог. Оптимальное приближение лесосырьевой базы к перерабатывающим мощностям. Наличие находящегося в стадии формирования и свободного для вхождения бизнес-структур рынка услуг в сфере обращения с отходами. Значительный туристко-рекреационный потенциал и возможность формирования туристко-рекреационной системы, ориентированной как на внутренних, так и на внешних потребителей. Наличие постоянно создаваемых рабочих мест (более 12 тысяч ежегодно), в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства. Наличие сформированной оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения.

Диспропорция спроса и предложения рабочей силы, безработица при сохранении структурного дефицита кадров, ограниченная профессиональная мобильность рабочей силы, низкое качество заявленных вакансий, миграционный отток квалифицированных кадров. Низкая обеспеченность областного бюджета собственными доходами. Неравномерность развития потребительского рынка, недостаток крупных оптовых организаций. Ограниченность собственных средств, затрудненный доступ к заемным финансовым ресурсам, неразвитость местного рынка капитала. Недостаточное развитие собственной генерации электроэнергии, значительная выработка паркового ресурса электросетевого оборудования и высокие затраты на его ремонт и модернизацию. Высокая степень износа основных средств в сельскохозяйственных организациях. Низкий уровень развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений. Отсутствие сбыта мягколиственной древесины. Недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристского потенциала Курганской области, недостаточный уровень развития сферы рекреационных услуг.

Внешние факторы

Внешние позитивные факторы —возможности

Внешние негативные факторы —

угрозы

Выгодное географическое положение Курганской области: пограничное положение с Республикой Казахстан, близость Курганской области к крупнейшим городам и промышленным зонам Урала, благоприятное геоэкономическое положение в системе транспортных коммуникаций по направлению Юг-Север (из Средней и Центральной Азии на север Урала и Сибири) с выходом на международный транспортный коридор «Транссиб». Наличие плодородных земельных ресурсов при относительно благоприятных природно-климатических условиях для возделывания сельскохозяйственных культур, а также относительно благоприятные условия для производства высококачественной экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наличие запасов строительного камня,кирпичных и керамзитовых глин, строительных песков, способных в перспективе придать импульс для развития производства строительных материалов. Разнообразие природных комплексов, богатое видовое разнообразие объектов животного (в том числе охотничьих ресурсов) и растительного мира, наличие запасов лечебных грязей, минеральных и питьевых подземных вод, торфов, сапропелей, а также относительно благоприятная экологическая обстановка на большей части территории Курганской области, повышающая потенциал развития туристско-рекреационного комплекса.

Удаленность от основных внешних и внутренних рынков сбыта и связанные с ней высокие транспортные издержки инвесторов. Особенности геоклиматических условий в зоне рискованного земледелия с резко континентальным климатом, характеризующимся холодной, продолжительной, преимущественно малоснежной зимой, коротким, жарким, с периодическими засухами летом, ранней дождливой осенью и частыми весенними заморозками. Высокая энергозависимость Курганской области с недостаточной собственной топливно-энергетической базой и связанная с ней высокая стоимость тарифов на электроэнергию в сочетании с высокими затратами на топливно-энергетические ресурсы в связи с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в производстве. Незащищенность внутреннего рынка от внешней экспансии продовольствия и потребительских товаров в сочетании с финансовой неустойчивостью сельского хозяйства и высокой задолженностью сельскохозяйственных организаций.

Характеристика текущей системы мер государственного стимулирования инвестиционной деятельности в Курганской области

 

На территории Курганской области действуют правовые акты Курганской области,   направленные на создание благоприятных условий для инвестирования, содействие и государственную поддержку реализации высокоэффективных, социально значимых   инвестиционных проектов и программ развития инфраструктуры и, как следствие,   формирование положительного инвестиционного климата в Курганской области.

Приоритетные направления и формы государственной поддержки инвестиционной   деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, устанавливаются   Законом Курганской области от 28 октября 1997 года № 79 «Об инвестиционной   деятельности в Курганской области, осуществляемой в форме капитальных вложений»,   направленным на развитие инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Курганской области в целях повышения эффективности инвестиционной политики и привлечения инвестиций в объекты, представляющие особую значимость для социально-экономического развития Курганской области.

Согласно Закону Курганской области от 28 октября 1997 года № 79 «Об инвестиционной деятельности в Курганской области, осуществляемой в форме капитальных вложений» формами государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Курганской области являются:

предоставление налоговых льгот;

предоставление субсидий;

использование иных форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, не противоречащих действующему законодательству.

В целях привлечения инвестиций в экономику Курганской области сформирован сводный реестр инвестиционных площадок на территории Курганской области и утвержден распоряжением Губернатора Курганской области от 25 июля 2009 года № 220-р «Об утверждении сводного реестра инвестиционных площадок на территории Курганской области и каталога свободных инвестиционных площадок на территории  Курганской области».

Законодательством Курганской области предусмотрены меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Курганской области.

Законом Курганской области от 24 ноября 2004 года № 822 «О налоговых ставках   налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Курганской   области» в зависимости от категорий налогоплательщиков (осуществляемой ими деятельности) устанавливаются пониженные ставки налога на прибыль организаций,   подлежащего зачислению в бюджет Курганской области, в следующих размерах:

- от 17 % до 13,5 % для организаций, осуществляющих капитальные вложения производственного назначения на территории Курганской области, в зависимости от доли капитальных вложений;

- 13,5 % для организаций, реализующих инвестиционные проекты на инвестиционных площадках — территориях (земельных участках), включенных в установленном Правительством Курганской области порядке в сводный реестр инвестиционных площадок на территории Курганской области, на которой налогоплательщик осуществляет реализацию инвестиционного проекта в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Закон Курганской области от 26 ноября 2002 года № 255 «О транспортном налоге на территории Курганской области» устанавливает налоговые ставки в размере 50 % от соответствующих ставок транспортного налога для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территориях, включенных в установленном Правительством   Курганской области порядке в сводный реестр инвестиционных площадок на территории Курганской области, в отношении транспортных средств (за исключением автомобилей легковых):

- используемых при осуществлении жилищного строительства на инвестиционной   площадке, предусмотренного соответствующим инвестиционным проектом;

- приобретенных в рамках соответствующих инвестиционных проектов и используемых для осуществления деятельности (производства товаров, выполнения работ, оказания услуг) на инвестиционной площадке.

Закон Курганской области от 26 ноября 2003 года № 347 «О налоге на имущество организаций на территории Курганской области» устанавливает налоговые льготы для   организаций, реализующих инвестиционные проекты на территориях, включенных в установленном Правительством Курганской области порядке в сводный реестр инвестиционных площадок на территории Курганской области, в отношении:

- объектов основных средств производственного назначения (за исключением автомобилей легковых), используемых при осуществлении  жилищного строительства на   инвестиционной площадке, предусмотренного соответствующим инвестиционным проектом;

- объектов основных средств производственного назначения с первоначальной стоимостью более 500 тысяч рублей, приобретенных (за исключением автомобилей легковых и объектов, бывших в употреблении) или вновь созданных (сооруженных, изготовленных) налогоплательщиком в рамках соответствующего инвестиционного проекта и используемых для осуществления деятельности (производства товаров, выполнения работ, оказания услуг) на инвестиционной площадке;

- объектов основных средств производственного назначения в части стоимости имущества в размере осуществленных налогоплательщиком в рамках соответствующего   инвестиционного проекта и включенных единовременно в первоначальную стоимость   соответствующего объекта расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению таких объектов в сумме более 500 тысяч рублей.

Законом Курганской области от 24 ноября 2009 года № 502 «О дифференцированных ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной   системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются   доходы, уменьшенные на величину расходов» установлена пониженная налоговая   ставка в размере 10 % для налогоплательщиков, удовлетворяющих следующим условиям:

доля доходов от нижеперечисленных видов экономической деятельности составляет не менее 70 % в общей сумме доходов за налоговый (отчетный) период, определяемой в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации:

– распиловка и строгание древесины, пропитка древесины;

– производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий;

– производство прочих изделий из дерева и пробки, соломки и материалов для плетения;

– производство керамических плиток и плит;

– производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины;

– производство цемента, извести и гипса;

– производство изделий из бетона, гипса и цемента;

– производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными;

– деятельность по обеспечению работоспособности котельных;

– деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей;

– сбор, очистка и распределение воды;

– удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность;

среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчете на 1 работника   в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине   прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения,   установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет не менее 1,5;

среднесписочная численность работников за каждый месяц налогового (отчетного) периода составляет не менее среднесписочной численности работников за декабрь предшествующего налогового периода;

объемы производства за налоговый (отчетный) период не менее объемов производства за предшествующий налоговый период (соответствующий отчетный период предшествующего налогового периода).

Для повышения эффективности и придания целостности системе мер по стимулированию инвестиционной деятельности принята целевая программа Курганской области, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курганской области на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 27 июня 2011 года № 311.

Целевая программа Курганской области, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курганской области на 2011-2015 годы, определяет цели экономического развития в области улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций в экономику Курганской области и основные направления инвестиционной политики, разработка которых в настоящее время представляется наиболее актуальной.

Целевой программой Курганской области, направленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Курганской области на 2011-2015 годы, предусматривается рост объемов инвестиций в основной капитал до 46,3 миллиарда рублей в 2015 году; индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах в 2015 году по отношению к 2010 году планируется на уровне не менее 136 %. В 2012 году при планируемом объеме инвестиций в основной капитал по Курганской области в объеме 30,0 миллиарда рублей фактический объем инвестиций составил 33,75 миллиарда рублей. Темп роста в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года — 107,2 %.

 

Официальный сайт Правительства Курганской области www.kurganobl.ru.


PRODОЛГИ
ОПОРА-КРЕДИТ
bank.ru
Свободная пресса
Финам.Инфо
UNIVER.RU